|
Прошлый год выдался на редкость непростым для всей автомобильной индустрии. Из-за пандемии и проблем с поставками комплектующих из Китая множество заводов по всему миру приостанавливали выпуск машин (иной раз даже неоднократно). Во многих странах дилерские центры принудительно закрывали, а несколько крупных производителей даже объявили о том, что плановые обновления модельного ряда переносятся на неопределенный срок. Во втором полугодии 2020-го мировые рынки, включая российский, постепенно оживали, автомобильные заводы пытались наверстать ранее запланированные объемы производства, но полностью нивелировать последствия весеннего обвала так и не удалось.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2020 году авторынок России просел на 9,1% по сравнению с 2019-м. Продано только 1 млн 599 тысяч новых легковушек и легких коммерческих автомобилей против 1 млн 760 тысяч годом ранее (минус 161 тысяча автомобилей). Российский автомобильный рынок падает второй год подряд, хотя пятерка лидеров среди брендов за это время не изменилась: как и прежде, первые места рейтинга у нас занимают Лада (сбыт отечественных машин просел на 5% по сравнению с результатом 2019 года), Kia (падение продаж достигло 11%), Hyundai (минус 9%), а также Renault и Volkswagen, которые по итогам 2020-го потеряли 11% и 5% соответственно.
Однако шестое место теперь занимает не Toyota, a Skoda, которая, несмотря на все трудности, смогла показать аж семипроцентный рост продаж. Кроме того, в плюсе оказались BMW (опередив Mercedes!), Suzuki, Cadillac, Mini, Isuzu, а также китайские бренды Haval, Geely, Chery, Changan и FAW. Все остальные марки в прошлом году просели. А из крупных игроков рынка самое заметное падение спроса показала марка Mitsubishi (минус 30%).
Российским бестселлером вновь стала Лада Гранта: продано 126 тысяч машин. Кроме нее 100-тысячную планку на этот раз взяла только Лада Веста (107 тысяч), а седаны и хэтчбеки Kia Rio в прошлом году разошлись относительно скромным тиражом в 88 тысяч экземпляров. Среди кроссоверов по традиции лидирует Hyundai Creta (73 тысячи), причем она продолжила набирать популярность на российском рынке, хотя полноценного рестайлинга мы так и не дождались. Кроме того, Volkswagen Polo, который со сменой поколения превратился в пятидверный лифтбек, в прошлом году оказался популярнее седана Hyundai Solaris, а кроссовер Toyota RAV4 поднялся с пятнадцатого на восьмое место рейтинга и обошел Volkswagen Tiguan.
Любопытно, что российский рынок новых автомобилей в сравнении с другими странами пострадал не так уж сильно. Из-за отсутствия серьезных «ковидных» ограничений во втором полугодии 2020-го Россия по объему продаж в Европе вышла на четвертое место. Однако на быстрое восстановление рынка рассчитывать все-таки не стоит. В АЕБ прогнозируют повышение спроса в 2021 году только на 2,1%, до 1 млн 632 тысяч новых машин. Причем основной прирост, скорее всего, придется на второе полугодие, когда покупатели привыкнут к новым ценам, которые на рубеже годов растут сильнее, чем обычно.
Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2020 году (в сравнении с 2019-м)
Марка
2020 год, шт.
2019 год, шт.
Динамика
Лада
343512
362356
–5%
Kia
201727
225901
–11%
Hyundai
163441
179124
–9%
Renault
128408
144989
–11%
Volkswagen
105785
111989
–5%
Skoda
94632
88609
+7%
Toyota
91598
103597
–12%
Nissan
56352
64974
–13%
ГАЗ
51169
63910
–20%
BMW
42721
41520
+3%
Mercedes-Benz
40491
43627
–7%
УАЗ
36487
38892
–6%
Mitsubishi
28153
39938
–30%
Mazda
26392
30576
–14%
Lexus
20586
22395
–8%
Haval
17381
12284
+41%
Geely
15475
9602
+61%
Audi
15247
16333
–7%
Datsun
14772
22426
–34%
Ford
14131
30306
–53%
Chery
11452
6358
+80%
Chevrolet
9380
23123
–59%
Volvo
8025
8846
–9%
Suzuki
7961
7731
+3%
Changan
7102
2805
+153%
Land Rover
6411
8663
–26%
Subaru
6240
7686
–19%
Porsche
5711
6023
–5%
Peugeot
4516
4712
–4%
Citroen
3257
3266
0%
FAW
2692
1519
+77%
Mini
2540
2524
+1%
Infiniti
1892
3479
–46%
Jeep
1549
1841
–16%
Honda
1508
1836
–18%
Cadillac
1424
975
+46%
Lifan
1384
3960
–65%
Fiat
1309
1312
0%
Genesis
1286
2276
–43%
Jaguar
963
1738
–45%
Isuzu
961
831
+16%
Dongfeng
942
1548
–39%
Opel
581
13
—*
IVECO
415
427
–3%
Brilliance
253
266
–5%
Cheryexeed
226
—
—
Zotye
158
1373
–88%
Foton
135
189
–29%
smart
56
746
–92%
Chrysler
36
45
–20%
Hawtai
0
69
—
SsangYong
0
4
—
* Продажи были возобновлены в декабре 2019 года
Топ-25 самых популярных автомобилей в России в 2020 году (в сравнении с 2019-м)
Модель
2020 год, шт.
2019 год, шт.
Динамика
Лада Гранта
126112
135831
–7%
Лада Веста
107281
111459
–4%
Kia Rio
88064
92475
–5%
Hyundai Creta
73537
71487
+3%
Volkswagen Polo
58455
56102
+4%
Hyundai Solaris
49280
58682
–16%
Лада Ларгус
37166
43123
–14%
Toyota RAV4
36433
30627
+19%
Skoda Rapid
35240
35121
0%
Volkswagen Tiguan
32982
37242
–11%
Renault Logan
32628
35391
–8%
Renault Duster
31640
39031
–19%
Лада 4×4
29089
31923
–9%
Kia Sportage
28190
34370
–18%
Toyota Camry
27373
34017
–19%
Renault Sandero
26038
30496
–15%
Skoda Octavia
22733
27161
–20%
Nissan Qashqai
22110
25158
–12%
Hyundai Tucson
22107
22753
–3%
Skoda Kodiaq
20578
25069
–18%
Renault Kaptur
20284
25799
–21%
Nissan X-Trail
20237
20915
–3%
Mazda CX-5
20033
22565
–11%
Лада XRAY
19286
28967
–33%
Mitsubishi Outlander
17836
23894
–25%
Источник
